Пошаговая инструкция ликвидации ООО в 2024 году

В сравнении с ИП, закрытие которого намного более простая процедура, ООО подчиняется совсем другим правилам. На самом деле, его намного легче заморозить или попросту продать, чем от и до пройти процедуру ликвидации. Компании, которые находятся без работников освобождаются от необходимости выплачивать страховые взносы. Однако, это не означает, что они освобождаются от необходимости постоянно сдавать отчётность.

Если вам предстоит процедура ликвидации, то нужно обратиться к подробной пошаговой инструкции, которая будет включать в себя все нюансы подобной процедуры.

Шаг 1. Принятие решения о ликвидации ООО

Для начала нужно принять самое важное решение о том, что фирма на самом деле должна быть ликвидирована. 

Однако такое решение нельзя принять единолично. Оно должно быть оформлено в виде протокола общего собрания всех участников или же учредителей, которые находятся в обществе с ограниченной ответственностью.

Решение о ликвидации — документ составной, в нём содержится сразу несколько актов.

Во-первых, это положение о ликвидации.

Также там должна быть бумага, которая указывает на состав ликвидационной комиссии, а также назначает этих граждан на данную должность.

Важно! Помните, что в состав комиссии могут входить любые сотрудники, бухгалтера, юристы, учредители и даже руководитель общества с ограниченной ответственностью.

Однако прежде, чем стать частью комиссии, все её члены должны быть ознакомлены с копиями протокола в течение 10 дней.

Шаг 2. Создание ликвидационной комиссии

Создание ликвидационной комиссии начинается в течение 10 дней с момента, как на общем собрании было принято решение. Однако назначать людей в состав комиссии без их согласия невозможно. Поэтому данным лицом в письменной форме направляется запрос о необходимости участия в ликвидационной комиссии. И только после того, как лицо одобрит свое участие, оно может предоставить свои паспортные данные для включения в бланк ликвидации.

Количество лиц, которые входят в состав ликвидационной комиссии законом не оговорено, однако, считается что их должно быть не менее 3 и не больше 10 человек.

Шаг 3. Уведомление органов налоговой службы о начале процедуры ликвидации

Третьим шагом необходимо поставить в известность контролирующие органы о том, что общество с ограниченной ответственностью намеревается перестать функционировать. Это значит, что в ближайшие три рабочих дня с момента, как было принято решение о ликвидации, необходимо выполнить ряд последующих действий.

  1. Вам нужно сформировать пакет документов. В него будет входить уведомление, которое имеет форму р15001. Важно, чтобы данное уведомление было заранее заверено подписью нотариуса.
  2. Предоставляется протокол, который свидетельствует о собрании учредителей.
  3. Предоставляется решение учредителя о том, что должна состояться ликвидация компании.

Помните о том, что подать документы в налоговый орган можно как лично руководителю компании, так и отправить ценным письмом с описью или же в электронном виде. Правда в электронном виде нужно осуществить подачу документов через портал государственных услуг.

Далее налоговая инспекция просит дать около 5 рабочих дней на то, чтобы вам предоставили уже лист записи в Едином Государственном реестре юридических лиц о том, что ООО перестало существовать как компания.

Налоговая инспекция далеко не единственная организация, которую следует уведомить о вашем решении. Также, нужно поставить в известность Пенсионный фонд Российской Федерации и ФСС. На данный момент в России не существует установленной регламентированной формы для того, чтобы уведомлять эти организации. Именно поэтому вам необходимо обратиться в территориальное отделение этих органов, которое расположено ближе всего к месту нахождения вашего общества с ограниченной ответственностью. Именно там вам будет предоставлен образец, также будут выданы советы о том, в какой форме должно быть составлено уведомление.

Шаг 4. Передача сведений о ликвидации компании в публичный доступ

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью не должна пройти бесследно для средств массовой информации и вообще, без освещения публичности. Поэтому, сообщение о ликвидации компании необходимо подать в специальное средство массовой информации, которое именуется «Вестник государственной регистрации». Однако, делать это нужно только после того, как вы получили готовую выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Затем, перейдите на сайт журнала Вестник государственной регистрации. После, найдите в нем инструкцию, которая расскажет о том, как нужно дать информацию для публикации сообщения о закрытии компании. Предоставьте все необходимые данные, ориентируясь на официальные документы, которые имеются у вас в наличии. После того, как вы отправили информацию, в течение ближайших трех рабочих дней информация о закрытии общества с ограниченной ответственностью будет отражена в вестнике. Вы можете её проверить.

Шаг 5. Уведомление кредиторов о закрытии организации

Невозможно закрыть общество с ограниченной ответственностью, не уведомив заранее об этом контрагентов. Закон предписывает, что руководитель общества с ограниченной ответственностью образуется в письменной форме уведомлять всех кредиторов, с которыми он когда-либо сотрудничал о том, что организация закрывается. Также, рассказывает о порядке и сроках, которые даны для выявления претензий и требований со стороны контрагентов. Это значит, что срок, за который нужно уведомить кредиторов должен быть не менее, чем 2 месяца до момента официальной ликвидации. Однако, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации не имеет четко установленных требований, в какой форме должно быть сделано уведомление. Именно поэтому, для того, чтобы в дальнейшем не было никаких вопросов и претензий, ограничьтесь составлением и отправкой официального письма.

Шаг 6. Передача сведений центру занятости и уведомление сотрудников о предстоящем увольнении

Что делать в случае, если в обществе с ограниченной ответственностью числятся работники, которые осуществляют деятельность по трудовому договору. Естественно, об увольнении нужно уведомить службу занятости, для того, чтобы люди могли получать пособие по безработице, также, иметь возможность устроиться на другую должность.

Уведомить сотрудника об увольнении нужно не позднее, чем за 2 календарных месяца до момента увольнения. Каждый сотрудник должен получить письменное уведомление, которое должно быть составлено в строго определенной форме. Также указывается, по какой именно причине произошло увеличение, чаще всего, это инициатива работодателя, в связи с тем, что организация прекращает свою деятельность. Подробнее об этом рассказывает пункт 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Далее нужно составить письменное уведомление в отношении сотрудников службы занятости. Указываются не только инициалы и паспортные данные каждого работника, но также их профессия, должность, квалификационные требования, а также специальность, на которой он официально находился в период работы в компании. Кроме того, нужно указать условия и нюансы оплаты труда. На сегодняшний день существует официальная форма, в которую нужно вписывать вышеупомянутые данные. Их нужно предоставить в Службу занятости не позднее, чем за 2 календарных месяца до момента, как произойдёт факт увольнения. В ситуации, когда увольнение имеет массовый характер, а значит придётся увольнять троих и более сотрудников, то подать такое уведомление нужно не позднее, чем за 3 месяца до увольнения.

Однако, понятие массовости варьируется в каждом регионе. Например, в региональных службах занятости массовым увольнением считается, когда вы прекращаете сотрудничать с тремя и более работниками. Если имеется ввиду город федерального значения, например Москвой и Санкт-Петербург, то массовое увольнение это от 15 сотрудников и более. Однако, в каждом регионе, тем более в каждой отрасли эта цифра существенно варьируется. Поэтому заранее узнавайте эти нюансы в соответствующих органах.

Как только истекли все предупредительные сроки, а именно два или три месяца, с сотрудниками уже официально расторгается трудовой договор и официально оформляется уведомление.

 Шаг 7. Подготовка к возможной выездной проверке налоговиков

Если у кредиторов остался к вам ряд требований, будьте готовы к тому, что вас может настигнуть выездная проверка налоговиков. Это значит, что все документы должны быть приведены в порядок. Поэтому в штате до последнего момента должен оставаться бухгалтер. Обязательно предусмотрите наличие всех бумаг, которые характеризовали бы деятельность компании, все трудовые договоры и соглашения, а также финансовую отчетность. Проверка и аудит налоговиков может начаться внезапно, может не произойти вовсе, если сотрудник покажет, что нет причин для инициации проверки.

Шаг 8. Составление промежуточного ликвидационного баланса и подача его в ИФНС

Несмотря на то, что компания в скором времени будет ликвидирована, вы всё равно не освобождаетесь от необходимости предоставлять в Налоговую инспекцию отчетность о своей деятельности.

После того, как срок, в который кредиторы могли предъявить вам свои требования, а именно 2 месяца истекли, можно осуществить составление промежуточного ликвидационного баланса. Для этого вам потребуется бухгалтер, который должен находиться в штате до последнего момента. В балансе должны найти отражение три последующих важных пункта.

  1. Указывается информация о всём имуществе организации.
  2. Указываются данные о требованиях, которые были предъявлены кредиторами.
  3. Также, указываются результаты, которые стали ответом на требования кредиторов.

На сегодняшний день государство не устанавливает официальную форму ликвидационного баланса. Однако, если обратиться к судебной практике, то можно отметить, что он составляется в соответствии с требованиями, с которыми в налоговой инспекции проверяют бухгалтерскую отчётность. Также, вы можете предоставить в качестве ликвидационного баланса обычный бухгалтерский баланс, однако, снабдите его дополнительно приложением в виде требований кредиторов.

После того, как документ будет собран, он должен быть утвержден. Это происходит при полном собрании всех учредителей, если учредитель только один, то он должен отправить все документы вместе с составленным уведомлением в Налоговую инспекцию. Кстати, уведомления должны заранее быть заверены у нотариуса.

Также, рекомендуется передать в налоговую инфекцию и публикацию, которая имела место в вестнике государственной регистрации. Так же туда подаётся решение, которое свидетельствует об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и протокол. Инспекторы будут рады, если вы предоставите всю исчерпывающую документацию. Рассмотрение поданных документов длится примерно 5 рабочих дней. Налоговая инспекция вновь насчёт вносить данные в единый государственный реестр юридических лиц.

Шаг 9. Осуществление расчетов по имеющимся долгам

Если у вашей компании есть какие-либо долги, необходимо с ними расплатиться до момента, как общество с ограниченной ответственностью будет ликвидировано. Гражданский кодекс предлагает выплачивать долги по степени очерёдности.

  1. Для начала, денежные средства должны быть выплачены гражданам, перед которыми общество с ограниченной ответственностью может нести ответственность ввиду причинения морального вреда или вреда жизни, или здоровью.
  2. Следующим шагом выплачиваются денежные средства работникам, которые осуществляли свою деятельность по Трудовому договору. Сюда же относятся отпускные, пособия и премии.
  3. Выплачиваются все возможные страховые взносы, штрафы, пени, налоги, которые начислены государственными фондами.
  4. А уже четвертым шагом можно рассчитываться по оставшемуся долгу перед кредиторами.

Часто бывает так, что при закрытии предприятия денежных средств просто не хватает. В этом случае имущество организации будет продаваться при помощи инициированных торгов. Однако, даже в случае если долги всё-таки не удастся покрыть, то придётся инициировать процедуру банкротства

Шаг 10. Разработка финального ликвидационного баланса и перераспределение активов

Это еще один важный шаг, на пути к окончательной ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Окончательный ликвидационный баланс составляется точно также, как и промежуточный, но уже на основании того, что вами были погашены все долги. Формируется точно также, как бухгалтерская отчетность, и должен был зачитан на собрании и утвержден всеми учредителями. Так же, как и у промежуточного, у окончательного баланса должна быть приложена информация о том, какое имущество осталось на балансе общества с ограниченной ответственностью, а также информация о том, какие долги были погашены.

Шаг 11. Передача итогового пакета документов налоговой службе и получение свидетельства о ликвидации компании

В заключение нужна последняя явка в Налоговую инспекцию для того, чтобы осуществить заключительные действия по закрытию общества с ограниченной ответственностью. После того, как вы выполнили все 10 шагов, можно наконец распределить оставшееся имущество между учредителями, прямо пропорционально долям, которые были установлены в уставном капитале.

  1. Уже после того, как имущество на балансе стало недостаточно, необходимо собрать пакет документов для налоговой инспекции. Составляется заявление по форме Р16001. Его заверяют у нотариуса.
  2. Приобщает ликвидационный баланс.
  3. Приобщается заранее оплаченная квитанция об оплате государственной пошлины, размер которой 800 руб.

Несмотря на то, что на нынешний день подавать документы можно через портал государственных услуг, в электронном виде или отправить ценное письмо, всё-таки рекомендуется посетить Налоговую инспекцию лично для того, чтобы случае возникших недочетов отстоять свою правоту.

Свидетельство, которое будет говорить о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью будет составлено в течение 5 рабочих дней с момента, как вы передали пакет документов. Поэтому, вам придется еще раз явиться в отделение налоговой инспекции для того, чтобы забрать уже готовые документы. С этого момента ваше общество с ограниченной ответственностью официально перестает существовать, вы становитесь свободным человеком, а не учредителем.

Заключение

Как вы могли заметить, процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью достаточно сложная, имеет сразу несколько сложнейших этапов, в ходе которых нужно предусмотреть все возможные нюансы, которых, согласитесь, немало. Если вы готовы взять на себя этот груз, и несколько месяцев заниматься только тем, что готовить документацию, ждать проверку и рассчитаться с долгами, то это целиком и полностью ваше решение.

Однако, мы, в свою очередь, рекомендуем вам обращаться к профессионалам, которые за небольшую символическую плату помогут вам избежать сложных моментов, также, обезопасят от всевозможных ошибок, которые можно допустить в ходе попытки самостоятельно ликвидировать организацию. На сегодняшний день профессионалы — это фирмы, которые занимаются закрытием в короткие сроки, даже дают гарантии. Рекомендуем обращаться к нам для того, чтобы добиться хороших результатов, главное, не потратить свое время зря. Желаем вам успехов на пути к ведению частного бизнеса.

Бесплатная консультация

Как выбрать подходящий режим налогообложения или правильно сформировать отчетность, как устранить ошибки в документах и другие вопросы.

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.